Календарь
Национальные новости России
Ведомости: в ноябре Правительство утвердило долгосрочную стратегию низкоуглеродного развития России. В рамках целевого сценария предполагается, что к 2050 г парниковые выбросы будут сокращены на 60% от уровня 2019 г, такие показатели возможно обеспечить одновременно с ростом экономики и достижением цели по углеродной нейтральности в 2060 г.
Правительство РФ: в ноябре Правительство утвердило долгосрочную стратегию низкоуглеродного развития России. В рамках целевого сценария предполагается, что к 2050 г парниковые выбросы будут сокращены на 60% от уровня 2019 г, такие показатели возможно обеспечить одновременно с ростом экономики и достижением цели по углеродной нейтральности в 2060 г.
Ведомости: Россия будет платить налог в 5% с климатических проектов, признанных на международном уровне. Взнос будет уплачиваться в Адаптационный фонд с углеродных единиц, которые авторизованы на международном уровне специальным органом при ООН (Supervisory body). Налог на оборот углеродных единиц необходим для помощи развивающимся странам – эти средства фонд впоследствии будет инвестировать в проекты по снижению выбросов в развивающихся странах.
Refinitiv: "Центральный банк России планирует снизить требования к капиталу для банков, которые предоставляют кредиты на экологические проекты, и повысить их для тех, кто выдает кредиты компаниям, не раскрывающим информацию о своем экологическом воздействии", заявила первый заместитель председателя Ксения Юдаева.
Refinitiv: крупнейший российский кредитор Сбербанк планирует увеличить свой портфель кредитов в области экологии, социального развития и управления (ESG) более чем на 40% до 200 млрд рублей ($3 млрд) в этом году, а затем умножить его в несколько раз в 2022 г.
Новости международного уровня
ТАСС: Первые климатические проекты по правилам Парижского соглашения по климату начнутся в 2023 году, их мировой объем может достичь €20 млрд в год. Это соотносится с действиями России по созданию своей системы климатических проектов. На сегодняшний день сформирована система стандартов, а процесс аккредитации и верификации начнется с 2022 г.
Минэкономразвития РФ: Россия присоединилась к двум многосторонним министерским заявлениям ВТО по различным аспектам взаимосвязи торговли и охраны окружающей среды. Проблемы взаимосвязи торговли и экологии являются принципиально важными на фоне стремительной активизации усилий России и ее крупнейших торговых партнеров по борьбе с изменением климата и достижению углеродной нейтральности.
РБК: «Газпром нефть», НЛМК и UC Rusal направили в Еврокомиссию свои замечания и предложения по проекту вводимого ТУР*. Российский бизнес указывает на потенциальную несовместимость ТУР с нормами Всемирной торговой организации (ВТО), а также на отсутствие у европейских регуляторов данных по фактическим выбросам при производстве экспортируемой из России продукции.
Refinitiv: в декабре Еврокомиссия презентовала законопроекты касательно энергоэффективности зданий, сокращения выбросов метана и выбросов на транспорте, которые стали дополнением к пакету законопроектов «Fit for 55», выпущенном в июле и направленном на сокращение выбросов парниковых газов в Евросоюзе на 55% к 2030 году по сравнению с 1990 годом. Голосование по принятию законопроекта запланировано в конце февраля 2022 г.
Refinitiv: в декабре Европейская комиссия предложила правила, которые обяжут операторов нефтегазовых компаний сообщать о выбросах метана, вплоть до первоисточника выбросов, на их объектах в Европейском Союзе. Однако зарубежные компании, поставляющие большую часть ископаемого топлива в Европу, в основном не будут затронуты.

Системы торговли квотами
Углеродный рынок Европы
С начала 2021 г цена квоты выросла на 123%
Изменение цен обусловлено:
Средняя цена за 2021 г
€/т CO₂
53,1
Объем первичных
аукционов квот в 2021 г
млн. т CO₂
946
Бесплатное
распределение квот
43%
Средняя цена на CO₂ квоты
в европейской системе торговли составит 70 € /т CO₂ в 2022 г (+33% по сравнению со средней ценой 2021 г)
Прогноз цен:
Ужесточением климатической политики в ЕС (Европейская климатическая программа Fit for 55, обязательства в рамках COP 26)

Ростом спроса на уголь с целью генерации электроэнергии из-за дефицита природного газа и ограниченных поставок СПГ (увеличение на 18% по сравнению с 2020 г)

Увеличением позиции нвестиционных фондов на 24,7% (с 47 до 58,6 млн т СО₂)
Снижение цен обусловлено:

С момента запуска системы торговли квотами в Китае в середине июля цена на квоты выросла на 2%
Углеродный рынок Китая
Бесплатное
распределение квот
100%
Объем первичных
аукционов квот в 2021 г
млрд т CO₂
4,4
Средняя цена за 2021 г
€/т CO₂
6,2
Средняя цена на CO₂ квоты в китайской системе торговли составит 8 € /т CO₂ в 2022 г (+30% по сравнению со средней ценой 2021 г)
Прогноз цен:

Ограниченным количеством участников.
На данном этапе система включает только электроэнергетику – 2225 крупных энергетических компаний Китая, у которых объем выбросов углекислого газа составляет более 26 тыс. т/год.

Несбалансированным уровнем ликвидности (высокий объем торгов в одни месяцы приводит к значительному росту цен, в то время как в другие месяцы при низком объеме торгов цена снижается из-за отсутствия спроса)

Итоги 26-ой Конференции
сторон РКИК ООН об
изменении климата (COP 26)
* РКИК - Рамочная конвенция ООН об изменении климата (принята в 1992 г.)
Источник: BloombergNEF
млрд/год
млн т CO
89%
1,8⁰С
Доля мировых выбросов, регулируемая
в соответствии с национальными целями и целями углеродной нейтральности (увеличение с 34 % в январе 2020 г)
Уровень, на котором удастся удержать глобальное потепление при достижении обновленных целей по достижению углеродной нейтральности. На 0,3°C выше цели Парижского соглашения в 1,5°C
Страны пришли к соглашению о необходимости поставить более амбициозные национальные цели по ограничению выбросов до 2030 г для достижения цели Парижского соглашения в 1,5⁰С.
Страны согласовали правила международной торговли добровольными углеродными единицами в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения.
Страны, имеющие пилотные проекты в рамках статьи 6 (28 стран планируют перевести единицы CERs в ITMOs)
CERs МЧР Киотского протокола,
которые переводятся в ITMOs
68
300
Страны обязались достичь цель по размеру финансирования в $100 млрд, направляемому в пользу развивающихся стран от развитых стран к 2025 г.
Цель по климатическому финансированию, направляемому в пользу развивающихся стран от развитых стран.
Доля ВВП стран, предоставляющих
климатическое финансирование
$100
0,2%
Соглашение об обязательствах остановить потери лесов к 2030 г было раскритиковано за то, что оно не является обязывающим.
Страна подписали декларацию
об обязательстве остановить глобальное обезлесение к 2030 г
Доля мировых лесов, приходящаяся на территорию стран, подписавших
соглашение
141
91%
Соглашение о постепенном сокращении использования угля было раскритиковано за то, что в последний момент были смягчены формулировки по сравнению с первоначальной версией, которая предполагала отказ от использования угля.
Страны поддержали инициативу
по переходу от угля к «чистой»
энергетике
Доля мировых мощностей угольной генерации, приходящаяся на страны, поддержавшие инициативу по переходу от угля к «чистой» энергетике
42
10%
Одной из наиболее успешных инициатив на СОР 26 является глобальное соглашение по сокращению выбросов метана к 2030 г.
Стран поддержали инициативу
по сокращению выбросов метана
Доля мировых выбросов метана, приходящаяся на страны, поддержавшие инициативу по сокращению выбросов метана
100
42%
* РКИК - Рамочная конвенция ООН об изменении климата (принята в 1992 г.) Источник: BloombergNEF

Cоглашение о необходимости
поставить более амбициозные
национальные цели
Страны пришли к соглашению о необходимости поставить более амбициозные национальные цели по ограничению выбросов до 2030 г для достижения цели Парижского соглашения в 1,5⁰С.
1,8⁰С
Уровень, на котором удастся удержать глобальное потепление при достижении обновленных целей по достижению углеродной нейтральности. На 0,3°C выше цели Парижского соглашения в 1,5°C
Статус заявлений об углеродной нейтральности
Источник: “COP 26 Delivers Gold Amid the Blah Blah Blah” BloombergNEF, “COP 25:imperfect compromise or a balanced climate deal” and “A win for carbon markets” Refinitiv, “Carbon markets’ COP 26 breakthrough” Wood Mackenzie, BP Statistical review 2021
Мировые выбросы парниковых газов
*BAU-Business-as-usual scenario
Доля мировых выбросов, регулируемая в соответствии с национальными целями и целями по достижению углеродной нейтральности (увеличение с 34 % в январе 2020 г)
89%
*BAU-Business-as-usual scenario

Cоглашение по международной
торговле углеродными единицами
На COP 26 были окончательно утверждены статьи 6.2 и 6.4 Парижского соглашения, утверждающие механизм по торговле углеродными кредитами (ITMOs*) между государствами. Новый механизм заменил Механизм чистого развития (МЧР) в рамках Киотского протокола, углеродные единицы которого (CERs**) могут быть переведены в ITMOs.
Критерии участия Стороны в статье 6 Парижского соглашения
  • Представила последний отчет о национальной инвентаризации выбросов парниковых газов

  • Участие в механизме способствует реализации ее национальной цели по ограничению выбросов
  • Участвует в Парижском соглашении

  • Установила национальные цели по ограничению выбросов

  • Назначила уполномоченные национальные органы

  • Имеет национальные механизмы реализации соответствующей деятельности и учета ITMOs
  • Избежание двойного учета (ITMOs должны учитываться в национальных целях только одной страны)

  • 5 % от объема углеродных единиц должно быть направлено в Адаптационный фонд ООН для финансирования проектов в наиболее уязвимых странах

  • 2 % кредитов должны быть аннулированы для обеспечения сокращения выбросов
  • Зачет для национальных государственных целей (Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Швейцария уже подтвердили)

  • Для выполнения требований в рамках Схемы компенсации и сокращения выбросов углекислого газа для международной авиации (более 100 стран мира)

  • Для соблюдения требований инвесторов в отношении выполнения ESG (крупные международные корпорации)
*ITMOs (Internationally Transferred Mitigation Outcomes) -единицы, выпускаемые в рамках нового механизма международной торговли углеродными единицами (статья 6 Парижского соглашения)
** CERs (Certified Emission Reductions) - единицы выбросов, выпущенные в рамках проектов Механизма чистого развития в соответствии с правилами Киотского протокола

Источник: “COP26 Delivers Gold Amid the Blah Blah Blah” BloombergNEF, “COP25:imperfect compromise or a balanced climate deal” and “A win for carbon markets” Refinitiv, “Carbon markets’ COP 26 breakthrough” Wood Mackenzie
Применимость
ITMOs
Условия для признания углеродных единиц в качестве ITMOs
Cтраны, реализующие проекты в рамках
*** TSVCM- Taskforce on Scaling Voluntary Carbon Markets
Россия присоединилась к механизму по торговле углеродными единицами ITMOs и планирует реализовывать первые климатические проекты в рамках этого механизма. Главным фокусом для России будет реализация лесоклиматических проектов, которые были добавлены в статью 6 Парижского соглашения на COP 26.

Однако из-за того что Россия не участвовала в МЧР в соответствии с Киотским протоколом, Россия потеряла конкурентное преимущество перед такими странами как Китай и Индия, которые смогут использовать CERs в качестве ITMOs.

международной торговли углеродными
единицами (ITMOS)
Цена углеродных
сертификатов CER
в рамках МЧР в 2020 г
CERs МЧР Киотского
протокола, которые
переводятся в ITMOs
т CO
млн т CO
€0,5/
300
*BAU-Business-as-usual scenario

Cоглашение по финансированию
развивающихся стран
Цель по климатическому финансированию развивающихся стран, поставленная еще в 2009 г на Саммите ООН по климату в Копенгагене, до сих пор не выполнена. На COP 26 страны обязались выполнить эту задачу к 2025 г.
Источник: “Climate Finance Provided and Mobilised by Developed Countries and “ Forward-looking Scenarios of Climate Finance Provided and Mobilised be Developed Countries in 2021-2025 “ OECD
Предоставленное климатическое финансирование
в зависимости от источников финансирования
(2016-2019 гг) и прогноз ОЭСР до 2025 г
млрд/год
0,2 %
$100
Доля ВВП стран, предоставляющих
климатическое финансирование
Цель по климатическому финансированию,
направляемому в пользу развивающихся стран от развитых стран.
Россия не участвует в климатическом финансировании, так как включена в категорию стран с переходной экономикой Приложения I Парижского соглашения. В схеме климатического финансирования принимают участие развитые страны и развивающиеся.

* ТУР – трансграничное углеродное регулирование
На COP 26 российская делегация поднимала вопрос о компенсации выбросов в ТУР* прежде всего в рамках диалога Россия - ЕС.

На данный момент достичь договоренности не удалось, но Россия продолжит усилия
в данном направлении.
Соглашение по лесам и землепользованию
Принятое соглашение по лесам направлено прежде всего на предотвращение обезлесения, в особенности в тропических лесах. Россию затрагивают те части соглашения, в которых говорится о сохранении лесов и устойчивом лесопользовании.
Страны, подписавшие соглашение
по лесам и землепользованию
Страна подписали декларацию об обязательстве остановить глобальное обезлесение к 2030 г
Доля мировых лесов, приходящаяся на территорию стран, подписавших соглашение
141
91%
Источник : “COP 26 Delivers Gold Amid the Blah Blah Blah” BloombergNEF, Продовольственная сельскохозяйственная организация ООН
Чистое изменение площади лесов по регионам
(1990-2020 годы), млн га/год

Первоначальная формулировка, прописанная в черновике COP 26. Изначально страны заявили об отказе от использования угля

Принятая формулировка.
Китай и Индия сообщили о несогласии с черновиком и настояли на изменении формулировки. Это связано с большим количеством угольных электростанций
в этих странах и зависимостью от импорта угля

Соглашение по постепенному
сокращению использования угля
Участники климатического саммита в Глазго договорились о постепенном сокращении использования угля с целью снижения выбросов парниковых газов в атмосферу.
Доля мировых мощностей угольной генерации, приходящаяся на страны, поддержавшие инициативу по переходу от угля к «чистой» энергии
Страны поддержали инициативу по переходу от угля к «чистой» энергетике
10%
42
Мощности угольной генерации в мире,%
На данный момент в мире планируются к вводу 482 ГВт угольных электростанций, при этом более половины из них находится в Китае (260 ГВт).

В России будет построено 2 ГВт новых мощностей. В 2021 г. в России было отменено более 13 ГВт предполагаемой мощности, а остальные проекты борются за финансирование.

Россия не поддержала инициативу, поскольку около 16% мощностей электростанций в России являются угольными. Кроме того, экспорт угля (в том числе и в Индию) является важной статьей дохода для России.
Страны импортеры угля, %
станций 2000-2020 гг. (ГВт)
Введение новых угольных

Суммарные выбросы метана, приходящиеся на страны, поддержавшие инициативу составляют 1,3 млрд т. Снижение глобального уровня на 30% потребует сокращения на 0,95 млрд т. Это означает, что страны-подписанты должны к 2030 г сократить свои выбросы как минимум на 70%.
Источник: Global Methane Initiative, “COP 26 Delivers Gold Amid the Blah Blah Blah” BloombergNEF
Соглашение по сокращению
выбросов метана
Участники климатического саммита в Глазго договорились о сокращении к 2030 году на 30 % выбросов парниковых газов, не являющихся углекислым газом, включая метан. Однако основные эмитенты метана, включая Россию, не поддержали инициативу.
Стран поддержали инициативу
по сокращению выбросов метана
Сокращения выбросов метана необходимо добиться к 2030 году согласно этой инициативе
100
30 %
по сокращению выбросов метана
Страны, подписавшие соглашение
* ТУР – трансграничное углеродное регулирование
Россия не подписала соглашение, поскольку это означало бы начало скорейшей декарбонизации нефтегазовой отрасли (основного источника выбросов метана в России).
млрд/год
$13
42%
Инвестиций потребуется для борьбы с выбросами метана в нефтегазовом секторе
Доля мировых выбросов метана, приходящаяся на страны, поддержавшие инициативу по сокращению выбросов метана
Страны-эмитенты метана,%

ИСТОЧНИК: “COP 26 DELIVERS GOLD AMID THE BLAH BLAH BLAH” BLOOMBERGNEF
Анализ национальной цели России по ограничению выбросов
Выполнение Россией национальной цели к 2030 г по сокращению выбросов парниковых газов на 30% по сравнению с 1990 г будет обеспечено за счет поглощающей способности лесов. Рост выбросов без учета поглощающей способности лесов составит +19% к 2030 г по сравнению с 2010 г.
по ограничению выбросов
Текущая национальная цель
государств по сравнению с 2010 г
в соответствии с национальными целями
Приложения I Парижского соглашения к 2030 г
Изменение выбросов парниковых газов стран
На COP 26 Россия приняла на себя обязательство поставить новую более амбициозную национальную цель по ограничению выбросов к концу 2022 г.

В октябре 2021 Правительство утвердило Стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 г, которая предполагает сокращение парниковых выбросов на 60% от уровня 2019 г, что соответствует снижению на 24% к 2030 г по сравнению с 2010 г.
по ограничению выбросов
Новая более амбициозная цель
*BAU-Business-as-usual scenario

Ключевые тенденции
в области декарбонизации
Информация, статистические данные, методологии и мнения, использованные при подготовке настоящей брошюры или содержащиеся в ней, не могут быть скопированы, распространены или иным образом использованы, включая их цитирование, без предварительного письменного согласия ООО «ГринЭко Инвест». Они предназначены для информационных целей и (1) не являются инвестиционными рекомендациями; (2) не являются офертой или рекомендацией на покупку или продажу каких-либо ценных бумаг или вступать в те или иные сделки; (3) не являются оценкой экономических показателей, финансовых обязательств или кредитоспособности содержащихся в них компаний.

Они основаны на информации третьих лиц, подлежат постоянной актуализации и, следовательно, их полнота, точность или соответствие определенным целям не могут быть гарантированы. Информация, данные и мнения предоставлены на основе принципа «как есть» и отражают мнение и результаты анализа ООО «ГринЭко Инвест» на дату их публикации. ООО «ГринЭко Инвест» и третьи лица, чья информация использовалась в подготовке данных материалов, не берут на себя ответственность за любые убытки, возникшие в результате использования содержащейся в настоящей публикации информации, данных или мнений. Любое упоминание наименований третьих лиц или ссылок на данные третьих лиц используется для признания их прав собственности на соответствующую информацию и не является признанием спонсорства или поддержки таких лиц ООО «ГринЭко Инвест».
www.greenecoinvest.ru
Брошюра в формате PDF